Для данного заболевания характерно:
- Отрешенность от окружающего мира, неспособность к формированию контактов, патологический симбиоз с родными (матерью).
- Аутистичекие формы контактов.
- Расстройство речи, ее коммуникативные функции, отказ от личных местоимений.
- Нарушение психического и речевого развития.
- Нарушение социальной адаптации.
- Расстройство моторики, стереотипная деятельность.
Ранее аутизм относили к психическим шизофреноподобным расстройствам. Однако к 70-м годам специалисты отказались от трактовки раннего детского аутизма как расстройства только шизофренического спектра.
Причины и механизмы развития РДА весьма разнообразны, о чем свидетельствует
Современная классификация АУТИЗМА в детстве:
(утвержденная в 1997 году НАУЧНЫМ ЦЕНТРОМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК)
- Детский аутизм эндогенного генеза (возникший без внешней видимой причины)
- Синдром Каннера (классический вариант детского аутизма)
- Инфантильный аутизм (фактически это начальные проявления любой формы аутизма, «удобный ребенок» в возрасте от 0 до 12-18 месяцев)
- Детский аутизм (ранее относили к шизофрении, но в отличии от взрослых, на фоне лечения, состояние постепенно улучшается)
- Синдром Аспергера (интеллект сохранен, отмечается замкнутость, странная и витиеватая речь, чаще всего обучение в общеобразовательных школах)
- Органический аутизм (причина проявления аутизма - гидроцефалия, гипоксия, родовая травма и т.д., стойкое улучшение на фоне лечения неврологической патологии)
- Аутистически подобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при синдроме Дауна, фенилкетонурии, туберозном склерозе и т.д.)
- Синдром Ретта (неуточненного генеза).
- Аутистически подобные синдромы экзогенного генеза (аутистические проявления возникли под воздействием внешних факторов)
- Психогенный парааутизм (стресс причина аутистических проявлений - осиротелость, состояние после пребывания в стационаре и т.д.)
- Аутизм неясного генеза.
Суть любых аутистических проявлений сводится к следующему:
- Снижена активность лобных долей, которые отвечают за интеллект, сознание, инициативу. В результате у ребенка резко снижена познавательная активность, отсутствует интерес к окружающей действительности и людям, выражена отрешенность. В связи с непониманием происходящего, дети боятся перемен, отсюда боязнь новой обстановки, неприятие новых игр, отказ от новой пищи и т.д.
- Лобные доли перестают контролировать и направлять все остальные зоны головного мозга (речевые, моторные, зрительные и т.д.). В результате, большинство действий ребенка становятся не осознанным, стереотипным, то есть действия ни на что не направлены и многократно повторяются (постукивание молотком по столу, бегание по кругу и т.д.), так как лобные доли не направляют деятельность ребенка на познание окружающего мира.
- Без контроля лобных долей, все остальные зоны головного мозга в дальнейшем задерживаются в развитии и развиваются не равномерно. У ребенка одновременно присутствуют сложные и простые навыки: лепетная речь и одновременно фразы; самые примитивные стереотипные игры (пересыпание, постукивание предметом по столу) и сложные игровые навыки (укачивание куклы) и т.д.
- Речевые зоны так же, как и все прочие не развиваются без направляющего действия лобных долей. В результате ребенок не понимает обращенной речи; не осознает, что обращаются к нему; не использует имеющиеся в словарном запасе слова для общения, так как не осознает, что можно удовлетворять свои потребности с помощью речи.
- Самые распространенные причины аутоагресси следующие: Протест против «несправедливой» окружающей среды, которая не удовлетворяет его потребностям, например: завели в кабинет к врачу или уговаривают поесть и т.д. Поскольку ребенок не понимает, что можно высказывать протесты речью, он либо выплескивает агрессию на окружающих либо на себя (аутоагрессия).
При ударах по голове следует заподозрить наличие головных болей, так как ребенок не осознает, что можно пожаловаться, и взрослые ему помогут. Стараются «заглушить боль»: бьют себя по голове, трутся ей и поверхность, прижимают к ней руки. При этом как правило хнычут, или капризничают.
- Эмоциональные нарушения чаще всего являются сочетанным нарушением работы лобных долей и срединно-стволовых структур. В результате у ребенка замедляется развитие сложных социальных эмоций – сопереживания, заботы, юмора и т.д., и могут отмечаться всплески примитивных эмоций - страха либо агрессии, эмоциональный фон может быть резко снижен.
Причины нарушения скоординированной работы различных зон головного мозга и задержки развития могут быть различны:
- начиная от генетических заболеваний, таких как болезнь Дауна, фенилкетонурия (при несвоевременном исключении из пищи фенилаланина), туберозном склерозе и т.д.
- конституциональных особенностей ребенка, когда у родителей малыша есть некоторая замкнутость, проявившаяся у ребенка более отчетливо под воздействием провоцирующих факторов.
- грубого психоэмоционального стресса (например длительная госпитализация без родственников с болезненными психотравмирующими процедурами), потеря матери и осиротелость.
- заканчивая органической патологией центральной нервной системы, как правило перинатальной патологией головного мозга, чаще всего обусловленной гидроцефалией.
При наличии у ребенка элементов аутизма необходимо:
- выявлять и своевременно лечить неврологическую патологию, так как распространенность перинатальной патологии и гипертензионно-гидроцефального синдрома очень высока (до 70 % детей страдают явными или скрытыми формами гидроцефалии).
- в том числе у обращающихся к нам пациентов с различными формами аутизма при обследовании выявляются различные нарушения работы ЦНС. У одних детей это заболевание лишь фон на котором развился аутизм, у других это основная причина аутистических проявлений. При лечении неврологической патологии в любом случае будет отмечаться улучшение самочувствия ребенка: снижается возбудимость, уходят страхи, прекращаются головные боли с элементами аутоагрессии.
- Независимо от причины, которая привела к асинхронному развитию головного мозга, необходимо стимулировать работу лобных долей и речевых зон, отвечающих за понимание обращенной речи и самостоятельное построение фраз и предложений.
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ - РДА
При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.
РДА (ранний дтский аутизм) группа 1: Полная отрешённость, отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы РДА необращают никакого внимания даже на мокрые пелёнки и такие потребности как голод. Дети с РДА тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.
РДА (ранний дтский аутизм) группа 2: Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок с РДА общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы раннего детского аутизма более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети с РДА гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящмеся к 1-ой группе.
РДА (ранний дтский аутизм) группа 3: Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы РДА стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.
РДА (ранний дтский аутизм) группа 4: Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления РДА или раннего детского аутизма. Основной чертой является у данной группы РДА повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.
При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.
МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ позволяет
- выборочно стимулировать зоны головного мозга находящиеся в неактивном состоянии:
- Лобные доли: зону инициативы, активного мышления, социальных навыков
- Речевые зоны: зону понимания речи (Вернике), словарного запаса (Брокка), описательной речи (Ассоциативной речи).
- стабилизировать работу срединно-стволовых структур, что позволяет снижать возбудимость и приводит к постепенному развитию сложных социальных эмоций.
Скорость восстановления речевых функций и познавательной активности в большой степени зависит от формы аутизма (органический аутизм, Каннера и т.д.)
Дополнительно к МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ целесообразно подключать занятия с детским психологом, дефектологом, логопедом. В перерывах между курсами детям с органическим аутизмом назначаются лекарственные препараты стимулирующие развитие головного мозга, повышающие речевую активность и снижающие возбудимость.