Компании: | 12 022 |
Товары и услуги: | 5 060 |
Статьи и публикации: | 416 |
Тендеры и вакансии: | 78 |
Причиной Алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга в родах, а также заболевания нервной системы или черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком в доречевом периоде жизни. Тяжелые степени Алалии, выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; более легкие случаи характеризуются ограниченностью словарного запаса, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма в дальнейшем.
Формы Алалии: моторная и сенсорная.
Алалия моторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное в затруднении овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В основе Алалии моторной лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми;
Причиной алалии моторной является — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей, либо снижение функциональной активности данного центра.
Алалия моторная развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри слова и др.). Имеет место выраженная бедность словарного запаса.
Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса и расстройств моторики в виде апраксии; она сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой и поражением структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.
Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной алалии сенсорной является — поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.
Алалия сенсорная возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).
В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной Алалии, и сенсорной Алалии.
Для лечения алалии оптимальным является комплекс процедур:
Примеры лечения:
Маша, 4 года. Диагноз: задержка речевого развития, моторная алалия. Объем памяти и внимания недостаточный. Речь понимает не в полном объеме. Одним и тем же лепетным словом обозначает несколько понятий. (Как говорит кошка, курица, собака, корова?» - «Аф.») Звукослоговая структура нарушена. На уровне звукоподражаний (мячик «оп-оп» - «по», дождик «кап-кап» - «пак-пак»). Использует жесты и мимику.
В результате лечения: после 1-го курса внимание стало более устойчивым. Несколько лепетных слов (топ-топ, тик-так, мак, кот). После 3-го курса появились отдельные слова, короткие предложения (Вова дай ам-ам).
Катя 4,5 года. Диагноз: задержка речевого развития, сенсорная алалия. Девочка суетлива, неусидчива. Внимание неустойчивое. К целенаправленной деятельности привлекается с трудом на непродолжительное время. Простые инструкции выполняет после неоднократного повторения. Узнавание предметов избирательно. Не понимает смысла сказанного. Пользуется жестами и мимикой. Речь отсутствует.
В результате лечения: после 1-го курса у девочки увеличилась познавательная активность, внимание стало более устойчиво. После 3-го курса частично начала понимать речь. Появилось гуление, лепет (оп-оп, ам-ам, ма-ма).